среда, 23 июня 2010 г.
Киевская мозаика: Золотые ворота. Надвратная церковь Благовещения
Благовещение в Руси-Украине было вторым Богородичным праздником после Успения, в честь которого в Киеве построена церковь в первом веке христианства. Князь Ярослав Мудрый на Золотых воротах в Киеве построил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. "В 1037 году, — сказано в самой древней летописи, — учредил Ярослав великий град Киев, имеющий золотые ворота. Построил и церковь святой Софии, Премудрости Божьей, митрополичью, а после каменную церковь Благовещения Святой Богородицы на Золотых воротах. А это потому выстроил премудрый князь Ярослав церковь Благовещения на Воротах, чтобы всегда была радость тому граду Благовещением Господним и молитвой Святой Богородицы и архангела Гавриила". В храме Благовещения князь Ярослав Мудрый в 1037 году отдал в опеку Божьей Матери весь украинский народ.
Надвратная церковь Золотых ворот воссоздана в виде четырехстолпного одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают на фасаде. В архитектурном декоре фасадов Золотых ворот в Киеве использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек того периода. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. Во время археологических исследований Золотых ворот были обнаружены кубики мозаичной смальты, куски фресковой штукатурки, фрагменты керамических сосудов, куски раствора с процарапанными на нем рисунками и надписями. Эти находки свидетельствуют о том, что древняя надвратная церковь Благовещения была украшена мозаикой и фресковой росписью. Для облегчения сводов Золотых ворот использовались кувшины-голосники, улучшавшие акустику. На стенах Золотых ворот в Киеве, как и в Софийском соборе, имелись надписи-граффити.
Надвратная церковь Золотых ворот воссоздана в виде четырехстолпного одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают на фасаде. В архитектурном декоре фасадов Золотых ворот в Киеве использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек того периода. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. Во время археологических исследований Золотых ворот были обнаружены кубики мозаичной смальты, куски фресковой штукатурки, фрагменты керамических сосудов, куски раствора с процарапанными на нем рисунками и надписями. Эти находки свидетельствуют о том, что древняя надвратная церковь Благовещения была украшена мозаикой и фресковой росписью. Для облегчения сводов Золотых ворот использовались кувшины-голосники, улучшавшие акустику. На стенах Золотых ворот в Киеве, как и в Софийском соборе, имелись надписи-граффити.
Киевская мозаика: Золотые ворота
Золотые ворота (укр. Золоті ворота) — один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.
Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей.
Киевская мозаика: Памятник Лесю Курбасу
Лесь Курбас (Александр Степанович Курбас, настоящая фамилия Янович, 25 февраля 1887, Самбор — 3 ноября 1937, Сандармох, Карелия) — выдающийся украинский режиссер, актер, педагог, драматург, публицист, переводчик, реформатор отечественного театра. Родился 25 февраля 1887 года в городе Самбир (теперь Львовской области) в семье актеров галицкого театра Степана и Ванды Курбасов (на сцене – Яновичи).
Выступил основателем сначала политического (1922—1926), а потом и философского (1926—1933) театра на Украине - театра «Березиль». Работал в Киеве, затем в Харькове. После ареста был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала на Медвежью Гору, потом его сослали на Соловки. 3 ноября 1937, после повторного суда, он был расстрелян. В 1957 году — реабилитирован посмертно.
Авторы памятника – скульптор Николай Рапай и архитектор Вячеслав Дормидонтов.
Киевская мозаика: Памятник Паниковскому
Памятник «человеку без паспорта», персонажу романа «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, Михаилу Самуэлевичу Паниковскому стоит в центре города, несколько выше места, где по тексту романа Ильфа и Петрова работал «великий слепой». Бронзовая статуя имеет портретные черты исполнителя роли Паниковского Зиновия Гердта, чья человеческая и творческая судьба во многом связана с Киевом.
Сперва в 1992 году на углу Крещатика и Прорезной появилась небольшая мемориальная доска, сообщавшая любопытным, что именно на этом месте некогда работал великий слепой. А в 1998 мемориальная доска превратилась в памятник, авторами которого стали скульпторы Щур и Сивко.
Паниковский изображен в образе слепого шагающего через Крещатик - тросточка, шляпа, темные очки, ложка на цепочке в кармашке, а левая рука шарит в кармане переводящего через улицу. Профессиональный жест карманника схвачен очень точно. Голова отвернута в одну сторону, а рука знает свое дело! Другой карман оттопыривается - там уже лежит какой-то трофей. Левая нога спешит наступить на монету - чтобы никто не забрал. Если подставить зеркальце и посмотреть на подошву этого ботинка, можно увидеть фигуру из трех пальцев - фигу. Это авторская выдумка скульптора - люди будут наклоняться, чтобы посмотреть и волей-неволей преклонят колено перед Великим Слепым.
Адрес: Киев, улица Прорезная, напротив дома №8
"Поезжайте в Киев и спросите там, что делал Паниковский до революции, и вам скажут, что до революции Паниковский был слепым. Я выходил в очках и с палочкой на Крещатик и просил какого-нибудь господина почище помочь бедному слепому перейти улицу. На другом тротуаре у него уже не хватало часов или бумажника... Я платил городовому на углу Крещатика и Прорезной пять рублей в месяц, и меня никто не трогал".
Сперва в 1992 году на углу Крещатика и Прорезной появилась небольшая мемориальная доска, сообщавшая любопытным, что именно на этом месте некогда работал великий слепой. А в 1998 мемориальная доска превратилась в памятник, авторами которого стали скульпторы Щур и Сивко.
Паниковский изображен в образе слепого шагающего через Крещатик - тросточка, шляпа, темные очки, ложка на цепочке в кармашке, а левая рука шарит в кармане переводящего через улицу. Профессиональный жест карманника схвачен очень точно. Голова отвернута в одну сторону, а рука знает свое дело! Другой карман оттопыривается - там уже лежит какой-то трофей. Левая нога спешит наступить на монету - чтобы никто не забрал. Если подставить зеркальце и посмотреть на подошву этого ботинка, можно увидеть фигуру из трех пальцев - фигу. Это авторская выдумка скульптора - люди будут наклоняться, чтобы посмотреть и волей-неволей преклонят колено перед Великим Слепым.
Адрес: Киев, улица Прорезная, напротив дома №8
Киевская мозаика: Лютеранская церковь (кирха) Святой Екатерины
Нынешнее кирпичное здание лютеранской церкви Святой Екатерины проектировал лютеранин Иван Штром. Киевские немцы давно подумывали о постройке фундаментальной церкви и даже собрали деньги при активном участии жены ректора университета Святого Владимира — Рудольфа Траутфеттера. Узнав о приезде в Киев архитектора-единоверца, община обратилась к нему за помощью. Штром, который к тому времени успел построить в Киеве кадетский корпус, отказался от гонорара и довольно быстро предоставил общине готовый проект. Осуществил строительство, а также разработал декор внутреннего помещения еще один немец Павел Шлейфер.
Современное здание молельни было заложено 19 июля 1855 года, а освящено 4 августа 1857 г. Помимо своего изящества и элегантности, кирха славилась и прекрасной акустикой. Н. Закревский в «Описании Киева» (1868 г.) писал: «Готического стиля кирха отличается изяществом, особенной светлостью и тем важным удобством, что в ней слова проповедника могут разноситься в самые ее отдаленные уголки очень звучно и отчетливо». Позднее купец первой гильдии Кельн пожертвовал для кирхи орган, община купила у художника Берга образ «Явление Спасителя апостолу Фоме». Был в кирхе и образ Святой Екатерины. Рядом с кирхой основали лютеранское училище, где детей обучали на немецком языке. Улицу, на которой стояло это культовое сооружение, стали называть Лютеранской.
При Советской власти в здании был организован клуб воинствующих атеистов, затем в помещении располагались выставочные залы и фондохранилище Музея народной архитектуры и быта.
2000-м году, после полной реконструкции церковь Святой Екатерины снова стала полноценным действующим лютеранским храмом с органом и колоколами.
Современное здание молельни было заложено 19 июля 1855 года, а освящено 4 августа 1857 г. Помимо своего изящества и элегантности, кирха славилась и прекрасной акустикой. Н. Закревский в «Описании Киева» (1868 г.) писал: «Готического стиля кирха отличается изяществом, особенной светлостью и тем важным удобством, что в ней слова проповедника могут разноситься в самые ее отдаленные уголки очень звучно и отчетливо». Позднее купец первой гильдии Кельн пожертвовал для кирхи орган, община купила у художника Берга образ «Явление Спасителя апостолу Фоме». Был в кирхе и образ Святой Екатерины. Рядом с кирхой основали лютеранское училище, где детей обучали на немецком языке. Улицу, на которой стояло это культовое сооружение, стали называть Лютеранской.
При Советской власти в здании был организован клуб воинствующих атеистов, затем в помещении располагались выставочные залы и фондохранилище Музея народной архитектуры и быта.
2000-м году, после полной реконструкции церковь Святой Екатерины снова стала полноценным действующим лютеранским храмом с органом и колоколами.
Киевская мозаика: Дом плачущей вдовы
Главная особенность этого двухэтажного здания — грустное женское лицо вылепленное на фасаде. Когда идет дождь по каменным щекам безутешной красавицы текут капли и кажется что она плачет. Именно из-за этого барельефа дом получил такое название. Впрочем, кто изображен на барельефе и почему "вдова" плачет до сих пор остается загадкой для историков города. Некоторые из них склонны считать, что на барельефе изображена Медуза, а эффект плача получился непреднамеренно.
Каждый из четырех фасадов здания имеет свое решение. Два парадных фасада, которые выходят на перекресток улиц Банковой и Лютеранской, отделаны лабрадоритом, серым гранитом, блоками искусственного камня обработанным под руст, лепными украшениями из кирпича, оливковой керамической плиткой, желтым кирпичом сложной кладки и кованым металлом. Над одним из балконов главного фасада вырезана монограмма бывшего владельца особняка — СА (Сергей Аршавский). Справа от главного входа в особняк — изысканные кованые ворота с геометрическим рисунком.
Этот особняк в стиле модерн был построен в 1907 году по заказу полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского. Архитектором стал Эдуард Петрович Брадтман, построивший в Киеве немало домов, среди них и здание Театра Соловцова, ныне театр им. Ивана Франка, в котором до 1917 г. гастролировали все русские и зарубежные знаменитости. После окончания строительства Аршавский сдал внаем весь второй этаж особняка чтоба рассчитаться с долгами. Аршавский с женой и четырьмя детьми жил в особняке до 1913 года. В августе 1913-го он продал его известному киевскому купцу первой гильдии Тевье Апштейну.
В 1918 году особняк был национализирован, в нем находились Федерация иностранных групп при ЦК РКП(б), Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, а с послевоенного времени и до наших дней — правительственные структуры.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)