вторник, 29 июня 2010 г.

Киевская мозаика: Памятник Богдану Хмельницкому


Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве — памятник украинскому историческому и политическому деятелю, гетману Богдану Хмельницкому. Торжественно открыт 11 июля 1888 года на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещения Руси. Является одним из символов Киева, памятником искусства XIX века.

Киевская мозаика: Карильон

Карильон (фр. Carillon) — музыкальная установка, состоящая из колоколов (числом не менее 23-х) и специального механизма. Колокола настроены по хроматическому ряду в диапазоне от двух до шести октав и закреплены неподвижно. В них ударяют подвешенные внутри языки. Языки колоколов при помощи проволочной трансмиссии соединены с клавиатурой, с которой и осуществляется управление колоколами. Музыкальный инструмент может также заставить ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию посредством часового механизма, подобно тому, как вращающийся вал приводит в движение орган. Часто используется в церквях, особенно в Нидерландах. В Китае известен был уже в глубокой древности. Всего же в мире существует 600-700 карильонов.

Один из стационарных карильонов установлен в колокольне Михайловского Златоверхого собора.

В Софийском соборе установлен передвижной карильон – установка из 50 колоколов, одна из 15 существующих в мире и единственная в Украине. Самый большой колокол в мобильном карильоне весит 280 кг, маленькие – по 4,5 кг. Общий вес всех 50-ти колоколов – две с половиной тонны. Каждый из них настроен точно на определенную ноту, как клавиши в пианино. Всего четыре октавы – основной тон и полутона. Колокола установки закреплены неподвижно. Играет передвижной карильон пока еще с помощью автоматики, однако в следующем году планируют создать механическую клавиатуру, чтобы можно было приглашать мастеров-исполнителей.

Главное достоинство этого карильона в том, что он абсолютно безопасен для уникальных фресок и мозаик Святой Софии, так как не дает вибрации, которая может их повредить. Именно по причине хрупкости древних мозаик и фресок колокольня Софии уже много лет безмолвствует, а в самом храме практически не проходят богослужения.

Признанная столица карильонной музыки - бельгийский город Мехелен (Mechelen, или Малин, как его называют по-французски, от французского имени этого города происходит выражение "малиновый звон"). В Мехелене действуют 4 больших карильона, в которые входят 197 колоколов.

Киевская мозаика: Колокольня Софии Киевской

Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».
 
Колокол Мазепа — колокол, отлитый киевским мастером Афанасием Петровичем в 1705 году, по заказу и на средства гетмана Ивана Мазепы. Назван в честь своего заказчика. Установлен на втором ярусе Триумфальной колокольни Софийского собора в Киеве.

Это самый большой из сохранившихся старинных бронзовых колоколов Украины. Вес колокола 13 т, его диаметр — 1,55 м, высота — 1,25 м. Высота самой короны — 0,28 м. Колокол покрыт пышным орнаментом с изображением ангелочков. На колоколе отлит герб гетмана Мазепы и надпись, что этот колокол отлит «иждевением ясновельможного гетмана Иоанна Мазепы».

Согласно историческим исследованиям, в период своего гетьманства за счёт собственных средств Иван Мазепа построил 26 соборов, церквей и колоколен, в том числе и за пределами Украины, открыл множество монастырей и церковных школ, а также передал церкви большое число подарков, наиболее значимым из который является Пересопницкое Евангелие, на котором в настоящее время принимают присягу Президенты Украины.

Киевская мозаика: София Киевская

Разные летописи называют датой закладки собора 1017 или 1037 год, более вероятной видится вторая дата. Первоначально собор не был оштукатурен: для того чтобы можно было представить его исходный облик на фасадах оставлены участки раскрытой кладки. На фресках обнаружена противоречащая летописям дата — 1011 год.

Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения. Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой.

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму.

В 1934 году архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей».

Киевская мозаика: София Киевская

Собор Святой Софии был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.

Софийский собор стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Киевская мозаика: Колокольня Софии Киевской

Киевская мозаика: Памятник Богдану Хмельницкому

Киевская мозаика: Памятник украинским пограничникам всех времён


Одним из самых оригинальных конных памятников Киева по праву считается памятник защитникам границ Украины, открытый 26 мая 2004 года.

Куда-то в окна штаба Погранслужбы заглядывает вставший на лошадь казак, символизирующий предусмотрительность и настороженность пограничников. Однако, есть три "но". Во-первых, скульптор слегка напутал с пропорциями лошади – создается такое впечатление, что казак, символ защитников границ, сидит на пони. Во-вторых, хвост лошади поднят – спросите у любого любителя лошадей, в каких случаях лошадь приподнимает хвост. И в-третьих, создается иллюзия, что всадник приподнялся на стременах – одна проблема, стремян-то нет...

Памятник установлен вблизи Золотых ворот, на площадке возле здания Государственной пограничной службы Украины, в районе пересечения улиц Золотоворотская, Рейтарская и Георгиевского переулка.

Скульпторы – Валерий Медведив, Александр Родионов, Юрий Багалик и архитектор Юрий Лосицкий.

Изготовлен из гранита и бронзы. Высота монумента – 7,5 метра. Вес пилона, на котором стоит памятник, – 14 тонн.

Киевская мозаика: Памятник коту Пантюше

Золотоворотский сквер – небольшой уютный парк, расположенный возле знаменитого памятника истории и архитектуры Золотые ворота. Сквер является достопримечательностью ландшафтной архитектуры, а сами Золотые ворота – это символ Киева, его неотъемлемая часть.

Одной из популярных достопримечательностей Золотоворотского сквера стал памятник коту Пантюше установленный у входа в остерию «Пантагрюэль». Легенд о его возниконовении хватает. Некоторые экскурсоводы даже говорят, что это любимый кот Ярослава Мудрого! Скульптура магическая - приносит деньги, а может, удачу, поэтому бронзовая спинка кота лоснится от многочисленных поглаживаний.

На самом деле это, собственно, не памятник, а садово-парковая скульптура, вроде «девушки с веслом». Вид скверика не портит, скорее наоборот, притягивает дополнительных зрителей. Украшение поставило не само заведение, а друзья ресторана, чтобы хоть в какой-то степени скомпенсировать потери от пожара, случившегося несколько лет назад.

Тем не менее, существовал живой прототип – кот Пантагрюэль (он же Пантюша), живший в заведении до пожара. Серый "перс", подаренный гостями, очевидно, считал себя директором остерии и воплощал черты талантливого руководителя – ум, жизненный опыт, такт, принципиальность, безукоризненное знание производственного процесса. Например, кот никогда не позволял себе идти отдыхать, пока лично не убеждался, что всем гостям удобно, они правильно обслуживаются и не терпят ни в чем нужды. Это вызывало уважение даже у самых ярых котоненавистников. Животное погибло, видимо, задохнувшись во время пожара: в суматохе его не нашли, а потом было слишком поздно. Тем, кто знал Пантюшу, скульптура будет напоминать о нем, а всем остальным – служить источником легенд, сплетен и других форм городского фольклора.

Впоследствии заведению два раза дарили котов – оба серые персы и оба – «Пантагрюэли». Первого украли, а второй не прижился и был отдан в семью сотрудника. Бронзовую фигурку кота можно трактовать, как памятник всем троим, а еще - как символ уюта и домашней атмосферы, то, чем всегда славилась остерия "Пантагрюэль".