понедельник, 7 июня 2010 г.

Киево-Печерская Лавра: Купола церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Архитектура церкви Всех Святых

Церковь Всех Святых - двухъярусное сооружение. В первом ярусе устроены Экономические ворота, получившие свое название в связи с их хозяйственным назначением. С обеих сторон их проезжей части были помещения для охраны, в восточной - размещалась пономарня. Второй ярус занимает сама церковь, имеющая вертикально-пирамидальную композицию, которая основана на плане равноконечного креста и состоит из пяти стройных, направленных вверх объемов, завершенных восьмигранными барабанами с грушевидными позолоченными куполами.Такое конструктивное решение дало возможность создать все четыре фасада равнозначными. Композиционным центром каждой плоскости стены является узкое окно. Центр западного, северного, восточного и южного фасадов определяет окно с люкарней над ним. Люкарна имеет вид креста с короткими округленными концами. Двадцать окон, расположенных в одном ярусе, ритмично чередуются с пилястрами, выступающими на углах строения. Углы срезаны, а пилястры имеют оригинальные капители с загнутыми вверх волютами.

Церковь Всех Святых декорирована в стиле раннего барокко и отличается богатым художественным оформлением стен. Но, в отличие от Успенского собора и Троицкой надвратной церкви, где изобилуют растительные мотивы, в декоративном украшении церкви Всех Святых используются исключительно геометрические элементы.

В церкви Всех Святых средний купол, как и боковые, с восьмигранным барабаном, но более высокий и мощный. В каждом барабане по восемь окон такой же формы, как и в храме, но без наличников. Барабаны украшены профилированными карнизами, ниже которых расположены пояса из керамических глазурованных розеток. Восьмиугольная верхняя часть куполов переходит в глухой фонарь с увенчанной четырехконечным крестом изысканной маковкой. Крыша церкви, купола и маковки покрыты квадратными железными листами. Позолота куполов, маковок с крестами выполнена из листового золота.

Киево-Печерская Лавра: Иконостас церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Иконостас церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Иконостас церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Иконостас церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Иконостас церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Иконостас церкви Всех Святых

Украшением церкви Всех Святых является резной позолоченный иконостас - образец декоративно-прикладного искусства XVIII ст. Иконостас в церкви символизирует наше единение с Богом, в то же время отдаляет нас от алтаря - символа Царства Небесного.

Первый иконостас храма сгорел во время пожара 1718 года. В 1741 р. сницарями Илларионом Сповольским и Солофеилом Никитичем в лаврской мастерской была закончена работа над новым трехъярусным иконостасом. Он оформлен в стиле раннего барокко с остатками ренессансных форм.

Из конструктивного строения видно, что этот иконостас был изготовлен не для церкви Всех Святых, а был перенесен из какой-то другой церкви. Он состоит из трех ярусов, разделенных между собою карнизами, которые поднимаются над Царскими вратами полукругом или заломами. Резное обрамление икон напоминает закругленный сверху оконный проем. Выделяется нижний, цокольный ряд иконостаса, где использованы классические архитектурные формы. Колонки между иконами украшены изображением виноградной лозы.

К алтарной части церкви из иконостаса ведут трое дверей с трехгранным завершением, характерным для народной украинской архитектуры. Средние - Царские врата - по размерам более высокие и широкие, чем боковые - диаконские двери. Они состоят из двух створок, вырезанных из деревянных досок, украшенных ажурным орнаментом в виде акантовой листвы и гроздей винограда. Правая створка увенчана короной. Над Царскими вратами расположен резной ажурный полукруг с образом Спаса Нерукотворного.

На диаконских дверях вместо фигур архистратигов изображены фигуры двух венценосных святых - византийский император Константин и киевский князь Владимир Святославич.

Вначале в иконостасе было 52 иконы, но во время Второй мировой войны они были утеряны и осталось всего 36.

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра. Живопись церкви Всех Святых: Лики Мучеников


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра. Живопись церкви Всех Святых: Лики Святителей


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра. Живопись церкви Всех Святых: Лики Царей


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых

     О первоначальном виде храмовой живописи нет никаких сведений. Церковь Всех Святых, как и большинство строений монастыря, пострадала во время пожара 1718 г., но вскоре была восстановлена. Храм расписали только после капитального ремонта в 1906 г. художники и ученики лаврской иконописной школы под руководством Ивана Сидоровича Ижакевича. Эскизы всех росписей разрабатывал лично И.Ижакевич, ему помогали иконописцы и самые одаренные ученики. Система росписей построена таким образом, что большинство фигур святых размещена на оконных откосах. На стенах храма доминирует декоративный элемент. Живописные композиции в храме расположены с соблюдением традиционных требований. Изображение на темно-синем фоне в главном куполе Христа-Пантократора является доминирующим. В левой руке Он держит открытую книгу с надписью: "Азъ єсмь Свьтъ мира", десница приподнята для благословения. Как Вседержитель Мира, Он окружен небесными силами - серафимами. Их изображения также размещены в боковых куполах, в центре каждого свода на одном уровне написано слово "Свят", которым серафимы прославляют Бога.

     Ближе к Христу - на парусах по традиции изображены евангелисты, но в церкви Всех Святых изображены лишь два евангелиста: на юго-западном парусе - святой Марк со львом, на северо-западном парусе изображен святой Лука с его символом быком. Два других паруса прикрыты иконостасом. На арках в кругах на золотом фоне находятся лики апостолов. Фигуры апостолов размещены на арках, так как они символизируют опору церкви.

     Фигуры печерских святых на оконных откосах храма изображены попарно, в зависимости от их рода деятельности или места, которое они занимали в истории монастыря. Так в юго-восточном оконном проеме изображены прп. Никола Святоша и Прохор Лебедник. Далее, по кругу изображены - прп. Нестор Летописец, Исаакий Затворник, Моисей Угрин и Иоанн Многострадальный, Марк Пещерник, Авраамий Трудолюбивый, Леонтий и Геронтий - канонархи Печерские, прп. Иеремия и Матфей Прозорливый, Иоанн и Феофил Печерские.

     На оконных откосах северной части храма - изображения врачей прп. Агапита и Дамиана, иконописцев Григория и Алипия, диаконов Ахилы и Анастасия. Завершают круг фигуры прп. просфорников Спиридона и Никодима.

     По обеим сторонам входа в церковь в полный рост размещены изображения киевского князя Владимира и составителей славянской азбуки свв. Кирилла и Мефодия.

     На стене алтарной части, закрытой иконостасом, размещены изображения основателей Киево-Печерского монастыря прпп. Антония и Феодосия, первых игуменов монастыря прп. Никона и Варлаама, а также прпп. Тита, Кукши, Игнатия, Поликарпа.

     Живопись интерьера церкви отмечается богатством цветной гаммы, выдержанной в холодных тонах. Все картины и орнаменты написаны масляной краской, широкими мазками.

    
Особое впечатление производит интерьер церкви с открытым и освещенным до самого верха подкупольным пространством. Внутреннее строение храма своей конструкцией соответствует внешнему делению строения на пять камер. Каждой камере в храме соответствует свое подкупольное пространство. Свод алтарной части значительно приподнят кверху, где его восьмигранный проем соединяется со световым барабаном. Центральная часть храма вверху ограничена четырьмя соединенными между собой арками. Вместе с парусами они образуют круглое отверстие, переходящее в световой барабан цилиндрической формы.

     Интерьер церкви дополняют два мраморных мозаичных киота, установленные на южной и северной стенах.

     Киоты были выполнены в начале XX ст. киевским мраморных дел мастером Иваном Антоновичем Дрекслером для Трапезной церкви, но в 1902 г. по требованию Духовного собора перенесены в церковь Всех Святых.

     Иконы для них написал академик живописи В.Фартусов. На одной иконе изображен Иоанн Предтеча, а на другой - прп. Иоаникий Великий.

Киево-Печерская Лавра: Живопись церкви Всех Святых


 

Киево-Печерская Лавра: Галерея церкви Всех Святых

     Вход в церковь находится с южной стороны и проходит через аркаду, которая держится на четырех колоннах романского типа. Аркада прикрыта скатной крышей с фронтоном в торце, украшенным колонками и лепным растительным орнаментом. По стилю аркада отличается от архитектуры храма, что приводит к мысли о более позднем времени ее построения.
     
     Из аркады к храму ведет галерея со сводчатым потолком, крутой деревянной лестницей и полуциркульными окнами для освещения. На стене галереи (слева и справа от лестницы) нарисован апокалипсический небесный Иерусалим. Город изображен на розовом фоне, в нем большое количество церквей и других строений, наполнен фантастическими растениями. Киев всегда называли Иерусалимом Свято-Русской земли. Над дверным проемом изображен Афон на высокой скале, подножие его омывает море. На горе возвышается неприступная крепость - монастырь с куполами церквей. Это и есть Святая Гора Афон, которая тесно связана с основанием Киево-Печерской лавры. Именно там преподобный Антоний стал иноком и, возвратившись в Киев, основал, по благоволению Святой Горы один из первых монастырей на Руси. Мастера не жалели яркой краски - фантастические растения, сказочные орнаменты заполняют все пространство. Расписаны не только стены, а и потолок, оконные проемы.

Киево-Печерская Лавра: Церковь Всех Святых (1698 г.)

В глубине Экономической улицы величественно возвышается над Экономическими воротами церковь Всех Святых. Церковь Всех Святых посвящена празднику, который отмечается в первое воскресенье после Троицы.

Построена она в 1696-1698 годах по типу крестово-купольной пятиглавой украинской деревянной церкви на средства гетмана Ивана Мазепы, родовой герб которого ныне украшает северный фасад храма (восстановленный в 1996 г.).

Церковь Всех Святых строилась одновременно с Экономическими воротами, поэтому некоторые исследователи считают, что она построена по проекту архитектора Д.Аксамитова, который был автором проекта Экономических ворот. Также он построил и крепостные стены, примыкающие с обеих сторон к этому храму.

Церковь Всех Святых - двухъярусное сооружение. Она поражает своей изысканностью и богатством украшения, стройностью и четкостью объемов.

Вход в церковь находится с южной стороны и проходит через аркаду. Из аркады к храму ведет галерея.

Особое впечатление производит интерьер церкви.

О первоначальном виде храмовой живописи нет никаких сведений.

Украшением церкви Всех Святых является резной позолоченный иконостас.

Интерьер церкви дополняют два мраморных мозаичных киота, установленные на южной и северной стенах.

Церковь не только замечательно оформлена, но имеет и хорошую акустику. Во время ремонта под чугунными плитами пола (подарок промышленника И.Демидова), по линии иконостаса, а также в алтаре в песчаной прослойке, найдено большое количество керамических кувшинов, зарытых в песок горловиной вниз в пять рядов. Сосуды были разных форм и размеров. Такие кувшины применялись как резонатор для усиления звука в храмах, а также для облегчения конструкции строения.

Архитектура Всехсвятской церкви привлекла внимание Т.Г.Шевченка, который в 1846 г. сделал ее зарисовки.

Службы в этой церкви совершались лишь на протяжении одной недели, посвященной памяти Всех Святых.

В 1969-1978 гг. бригадой реставраторов под руководством В.Бабьюка была проведена реставрация монументальной живописи интерьера церкви.

Церковь Всех Святых соединила в себе замечательную архитектуру украинского барокко XVII и ХХ веков. Больше 300 лет этому памятнику архитектуры, но до сих пор он очаровывает своей изысканной красотой.

Киево-Печерская Лавра: В сувенирной лавочке


 

Киево-Печерская Лавра: В сувенирной лавочке


 

Киево-Печерская Лавра: Природа под стать живописи


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись Троицкой надвратной церкви


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись Троицкой надвратной церкви


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись Троицкой надвратной церкви


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись Троицкой надвратной церкви


 

Киево-Печерская Лавра: Интерьер Троицкой надвратной церкви


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись Троицкой надвратной церкви


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись Троицкой надвратной церкви


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись Троицкой надвратной церкви


 

Киево-Печерская Лавра: Живопись Троицкой надвратной церкви

     Живопись Троицкой надвратной церкви - ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в. Она выделяется безупречным рисунком, сочностью и выразительностью красок, высоким композиционным мастерством, включает в себя более 100 композиций и представляет собой своеобразный богословский трактат в красках, в котором православное догматическое учение о Церкви изложено художественным языком эпохи барокко, с присущими ему поэтическими и эстетичными приемами. Иконографическая программа росписей с ее тщательно разработанной богословской концепцией была создана совместно лаврскими малярами, иконописцами и богословами. Украинский народный колорит также нашел свое отображение в трактовке персонажей и изображении природы. Сюжеты живописи взяты из истории христианской церкви и библейских легенд. Среди них привлекают внимание композиции: "Шествие праведников в рай" - в притворе церкви, "Первый Вселенский (Никейский) собор" - на западной стене храма, "Крещение эфиопа апостолом Филиппом" и "Изгнание торгующих из храма" - на северной стене церкви. Каждую композицию храма и притвора сопровождают надписи, которые раскрывают содержание изображений. Они помогают приблизиться к пониманию замысла лаврских теологов, которые создали сложную иконографическую программу церкви, и являются фактически цитатами из богослужебной и проповеднической литературы ХVІІ-ХVІІІ вв.

     Вся поверхность стен и оконных откосов притвора и церкви, не занятая тематическими росписями, отведена под изображение пейзажа. Пейзаж, который занимает значительную часть живописи Троицкой церкви, имеет символическое содержание, ведь в православной богословской традиции Церковь сопоставляется с вечнозеленым деревом, как говорил Иоанн Златоуст в своем слове на день Пятидесятницы, "лозы ее и насаждения увянуть не могут, деревья плоды приносят и листва их не упадет, не подлежит времени истления".

Киево-Печерская Лавра: Живопись Троицкой надвратной церкви


 

Киево-Печерская Лавра: Троицкая Надвратная церковь (1106 г.)

Над главными монастырскими входом - Святыми вратами, в уступе крепостных стен, возвышается Троицкая надвратная церковь. Это единственный памятник древнерусской архитектуры на территории Киево-Печерского заповедника, который сохранился до нашего времени без каких-либо конструктивных изменений.

     В прежние времена через Святые врата разрешалось проходить лишь князьям и высшему духовенству. Для прочих, в частности мирян, по обеим сторонам врат были устроены калитки, которые не сохранились. От тех времен осталась лишь традиция - проходя через Святые врата снимать головные уборы.

     Троицкая надвратная церковь, расположеная над Святыми вратами, была построена в 1106-1108 гг. на средства черниговского князя Святослава Давидовича, который принял постриг в Киево-Печерском монастыре под именем Николы Святоши. В плане она имеет вид прямоугольника, немного удлиненного с востока на запад. Это тип простого крестовокупольного храма с четырьмя крещатыми столбами, без апсидных полукружий. Церковь имеет характерную особенность, которая проявляется в скромных размерах - 10х8,9 м. В помещении церкви нет хоров, а в древности не было и притвора (только деревянные ступеньки). Венчал церковь круглый барабан со сферическим куполом. В древнерусские времена Троицкая надвратная церковь была очень скромно украшена. Снаружи стены членились на три части пилястрами, которые вверху завершались арками закомар. На плоскостях стен, между пилястрами, располагались в два ряда окна с полукруглыми завершениями. Основным строительным материалом церкви был тонкий прямоугольный кирпич-плинфа и дикий камень. Южный фасад, сохранившийся почти в первозданном виде, дает представление об облике сооружения того времени. В давние времена Троицкая надвратная церковь была расписана живописью, о чем свидетельствуют последние реставрационные работы, во время которых найдены фрагменты фресок.

     Вход в церковь находится с северной стороны, где в конце ХVІІ в. был построен новый каменный притвор. Фасад этой пристройки украшен мощными, пышно розкрепованными карнизами и двумя массивными пилястрами.

     В 30-40-х гг. ХVІІІ в. восточный и западный фасады церкви были украшены в стиле украинского барокко.

     Живопись Троицкой надвратной церкви - ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в.

     В интерьере храма особое внимание привлекает позолоченный деревянный трехъярусный иконостас.

Киево-Печерская Лавра: Памятник в честь восстановления Собора Успения Пресвятой Богородицы


 

Киево-Печерская Лавра: Памятник в честь восстановления Собора Успения Пресвятой Богородицы


 

Киево-Печерская Лавра: Памятник в честь восстановления Собора Успения Пресвятой Богородицы