Живопись Троицкой надвратной церкви - ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в. Она выделяется безупречным рисунком, сочностью и выразительностью красок, высоким композиционным мастерством, включает в себя более 100 композиций и представляет собой своеобразный богословский трактат в красках, в котором православное догматическое учение о Церкви изложено художественным языком эпохи барокко, с присущими ему поэтическими и эстетичными приемами. Иконографическая программа росписей с ее тщательно разработанной богословской концепцией была создана совместно лаврскими малярами, иконописцами и богословами. Украинский народный колорит также нашел свое отображение в трактовке персонажей и изображении природы. Сюжеты живописи взяты из истории христианской церкви и библейских легенд. Среди них привлекают внимание композиции: "Шествие праведников в рай" - в притворе церкви, "Первый Вселенский (Никейский) собор" - на западной стене храма, "Крещение эфиопа апостолом Филиппом" и "Изгнание торгующих из храма" - на северной стене церкви. Каждую композицию храма и притвора сопровождают надписи, которые раскрывают содержание изображений. Они помогают приблизиться к пониманию замысла лаврских теологов, которые создали сложную иконографическую программу церкви, и являются фактически цитатами из богослужебной и проповеднической литературы ХVІІ-ХVІІІ вв.
Вся поверхность стен и оконных откосов притвора и церкви, не занятая тематическими росписями, отведена под изображение пейзажа. Пейзаж, который занимает значительную часть живописи Троицкой церкви, имеет символическое содержание, ведь в православной богословской традиции Церковь сопоставляется с вечнозеленым деревом, как говорил Иоанн Златоуст в своем слове на день Пятидесятницы, "лозы ее и насаждения увянуть не могут, деревья плоды приносят и листва их не упадет, не подлежит времени истления".